Представляю вам от нечего делать написанную статью о колористике под катом.
Изначально она задумывалась как популярная, научностью не пахнет, впрочем, академизм в некоторой мере имеет место быть.
В процессе старался извернуться, делая статью применимой не только к компьютерной графике (в т.ч. пиксельарт), но и живописи в целом.
Я лишь желал с трудом добытые знания о природе цвета преподнести в доступной манере начинающим в этом деле, потому будет обидно, если вы просто зальете это грязью.
Ведь наверняка в чем-то ошибся. Не нужно кретинизма, пальчиком укажи, я посмотрю, поправлю ^o^
Добра!
Скрытый текст
Начнем с того, что бесконечное множество оттенков может быть создано смешением всего лишь трех первичных цветов. Это Cyan, Magenta и Yellow. Далее как C, M, Y.
Так, многие неплохие художники используют весьма ограниченный набор цветов: эти три, а так же белый и иногда черный.
Черный и белый при этом не являются жизненно необходимыми (о чем будет рассказано после), т.к. их применения можно избежать, но они все же являются удобным инструментами.
С другой стороны, в стане тру-художников не утихает спор, можно ли этот самый черный пигмент использовать или нет. Дело в том, что черный загрязняет цвет, его использование довольно непредсказуемо. Судить не берусь, кто прав, дело вкуса.
Как уже было сказано, смешение C, M, Y дает огромное количество оттенков. На основе этого создана довольно реалистичная концепция CMYK (где K - key color - черный).
Эта структура представляет соотношение этих трех цветов и черного для получения нужного оттенка. Именно она используется в наших принтерах, например. И черный там не то чтобы нужен, но так дешевле и точнее выходит.
Существует так же модель RGB, первичными цветами которой являются красный, зеленый и синий, в CMYK являющиеся вторичными.
Модели RGB и CMYK похожи, но в силу природы света (мы видим неотраженную часть спектра) они используются в различных сферах. Тогда как RGB используется в цветовоспроизведении на экранах телевизоров и компьютеров, то CMYK главенствует в полиграфии и живописи.
Вообще, в компьютерной графике можно ограничиться использованием RGB, но лично мне CMYK для смешивания в голове кажется более простым.
Существует так же концепция HSV, весьма удобная для компьютерной графики.
Она характеризует оттенок по трем следующим характеристикам:
Hue - тон, расположение оттенка на ранее упомянутом кругу, выражается в градусной мере
Saturation - насыщенность, от блеклого к яркому
Value - яркость, от черного к белому
Перейдем к смешению трех первичных цветов CMYK. В сущности, смешение цветов напоминает сложение.
В визуализации нам поможет цветовой круг.
Найди точку желтого цвета, лежащую на краю круга. Через 120 градусов по обе стороны от нее лежат Magenta и Cyan.
Смешение в определенной пропорции двух их этих трех цветов дает промежуточный, лежащий на дуге между ними.
Соответственно, этих оттенков бесконечное количество, хотя в CMYK они ограничены.
Смешение в равных пропорциях двух первичных цветов дает вторичный.
В противоположных концах цветового круга лежат комплиментарные (далее комп.) цвета, при близком расположении дающие наибольший контраст.
Подобно плюсу и минусу, при смешении противоположности гасят друг друга.
Пусть C, M, Y цвета относятся к промежутку [0,100].
Пусть C = 50, M = 50, Y = 0 Синий.
Увеличивая Y, ты заметишь, что оттенок теряет насыщенность. Он гасится. Пока не станет серым. На упомянутом круге ты обнаружишь это в движении от края круга к центру (ну или к Y, собственно).
Собственно, все оттенки черно-белого выполняют условие C = M = Y.
Из соотношения C, M и Y можно сделать некоторые выводы.
X = min(C,M,Y) //Меньшее из них
Saturation = max(C,M,Y) - Х;
C -= X;
M -= X;
Y -= X;
Собственно, результат смешения C, M, Y вновь окажется на границе круга и в концепции HSV будет представлять Hue.
Теперь о таком забавном понятии, как теплота оттенка.
Оно в головах людей сильно исковеркано, лишено практического смысла.
Ну вот скажи мне, холодные или теплые оттенки #00FF7F и #FF007F?
Но на самом деле это интересная вещь, в теории имеющая много занятного.
Теплота - весьма абстрактное понятие, "отвечающее" за гармонию цветов. Вообще-то в нем сверхестественного нет, таковое создают нам чувства "умиротворения", "энергичности", etc.
Естественно, это крайне субъективное в ощущении дело, потому и сложно'.
Введу так же понятие "локального" цвета. Это цвет, который имеет предмет. В приоритете Hue, Value максимальна.
Возьмем цвет Y и вторичный, комп. ему - Синий. Упрощу определение до такого:
Оттенки, находящиеся ближе к синему - похолоднее, к желтому - потеплее.
Ах да, упомянутые ранее два цвета находятся на 90 градусов от Y и синего. Равноудалены.
Теперь-то самое занятное. Действие падающего света на оттенки.
Простой зимний день. Ты едешь на работу. В окно автобуса ты видишь, как заснеженные поля отдают живописным голубоватым оттенком. Ты восхищен. Проходит рабочий день и ты идешь домой. Только включили фонари на улицах. Ты присматриваешься. Белый снег теперь покрылся розовыми оттенками... Ты удивлен.
Ты доходишь до дома, встречаешь там прелестную девушку. Волосы у нее каштановые. А вот она зашла в неосвещенный подъезд и они отдали красноватым медным оттенком... Ah! Ты находишь ее фотографии в инстаграме и обнаруживаешь, что при свете дня волосы имеют замечательный бордово-фиолетовый цвет.
И в этом красота нашего мира. Дело в том, что параметры HSV связаны между собой. Если при раскраске предмета ты будешь просто затемнять где-то предмет, изменяя Value, то ты не достигнешь настоящей органичности, твой предмет будет плоский, да-да.
Итак. Мы знаем, что локальный оттенок предмета может быть холодным или теплым.
Но более того: таковым может быть и падающий свет.
Холодным светом мы можем назвать дневной и лунный свет, свет некоторых ламп.
Теплый же свет испускают горящие предметы, большинство ламп.
Как мы знаем, смешивание цветов подобно сложению.
Так, при смешивании оттенков "с одним знаком", он усиляется, а с различным - гасится.
Падение света и есть смешение оттенков.
Так, холодный свет, падающий на твой красный (теплый) велосипед, снизит насыщенность цвета велосипеда.
Упади же этот свет на голубой (холодный) велосипед - цвет станет поярче! Именно это дало игру света на снегу.
Есть так же закономерность, что на свету предмет имеет один оттенок, а в темноте - совершенно другой. В темноте Hue оттенка стремится к комплиментарному локальному значению, а насыщенность растет. Поэтому мы увидели отлив меди в волосах девушки.
Таким образом, выведу два полезных правила, применимых в пиксельарте. Благо, традиция уменьшения количества цветов позволяет нам больше времени палитре уделить.
1) Различие в теплоте вызывает пропорциональное его силе снижение насыщенности
2) При снижении Value насыщенность растет, а Hue стремится к комплиментарному через холодный полюс.
При повышении Value насыщенность падает, а Hue стремится к комплиментарному через теплый полюс.
Неплохая шпаргалочка, иллюстрирующая последний пункт тут.
Начнем с того, что бесконечное множество оттенков может быть создано смешением всего лишь трех первичных цветов. Это Cyan, Magenta и Yellow. Далее как C, M, Y.
Так, многие неплохие художники используют весьма ограниченный набор цветов: эти три, а так же белый и иногда черный.
Черный и белый при этом не являются жизненно необходимыми (о чем будет рассказано после), т.к. их применения можно избежать, но они все же являются удобным инструментами.
С другой стороны, в стане тру-художников не утихает спор, можно ли этот самый черный пигмент использовать или нет. Дело в том, что черный загрязняет цвет, его использование довольно непредсказуемо. Судить не берусь, кто прав, дело вкуса.
Как уже было сказано, смешение C, M, Y дает огромное количество оттенков. На основе этого создана довольно реалистичная концепция CMYK (где K - key color - черный).
Эта структура представляет соотношение этих трех цветов и черного для получения нужного оттенка. Именно она используется в наших принтерах, например. И черный там не то чтобы нужен, но так дешевле и точнее выходит.
Существует так же модель RGB, первичными цветами которой являются красный, зеленый и синий, в CMYK являющиеся вторичными.
Модели RGB и CMYK похожи, но в силу природы света (мы видим неотраженную часть спектра) они используются в различных сферах. Тогда как RGB используется в цветовоспроизведении на экранах телевизоров и компьютеров, то CMYK главенствует в полиграфии и живописи.
Вообще, в компьютерной графике можно ограничиться использованием RGB, но лично мне CMYK для смешивания в голове кажется более простым.
Существует так же концепция HSV, весьма удобная для компьютерной графики.
Она характеризует оттенок по трем следующим характеристикам:
Hue - тон, расположение оттенка на ранее упомянутом кругу, выражается в градусной мере
Saturation - насыщенность, от блеклого к яркому
Value - яркость, от черного к белому
Перейдем к смешению трех первичных цветов CMYK. В сущности, смешение цветов напоминает сложение.
В визуализации нам поможет цветовой круг.
Найди точку желтого цвета, лежащую на краю круга. Через 120 градусов по обе стороны от нее лежат Magenta и Cyan.
Смешение в определенной пропорции двух их этих трех цветов дает промежуточный, лежащий на дуге между ними.
Соответственно, этих оттенков бесконечное количество, хотя в CMYK они ограничены.
Смешение в равных пропорциях двух первичных цветов дает вторичный.
В противоположных концах цветового круга лежат комплиментарные (далее комп.) цвета, при близком расположении дающие наибольший контраст.
Подобно плюсу и минусу, при смешении противоположности гасят друг друга.
Пусть C, M, Y цвета относятся к промежутку [0,100].
Пусть C = 50, M = 50, Y = 0 Синий.
Увеличивая Y, ты заметишь, что оттенок теряет насыщенность. Он гасится. Пока не станет серым. На упомянутом круге ты обнаружишь это в движении от края круга к центру (ну или к Y, собственно).
Собственно, все оттенки черно-белого выполняют условие C = M = Y.
Из соотношения C, M и Y можно сделать некоторые выводы.
X = min(C,M,Y) //Меньшее из них
Saturation = max(C,M,Y) - Х;
C -= X;
M -= X;
Y -= X;
Собственно, результат смешения C, M, Y вновь окажется на границе круга и в концепции HSV будет представлять Hue.
Теперь о таком забавном понятии, как теплота оттенка.
Оно в головах людей сильно исковеркано, лишено практического смысла.
Ну вот скажи мне, холодные или теплые оттенки #00FF7F и #FF007F?
Но на самом деле это интересная вещь, в теории имеющая много занятного.
Теплота - весьма абстрактное понятие, "отвечающее" за гармонию цветов. Вообще-то в нем сверхестественного нет, таковое создают нам чувства "умиротворения", "энергичности", etc.
Естественно, это крайне субъективное в ощущении дело, потому и сложно'.
Введу так же понятие "локального" цвета. Это цвет, который имеет предмет. В приоритете Hue, Value максимальна.
Возьмем цвет Y и вторичный, комп. ему - Синий. Упрощу определение до такого:
Оттенки, находящиеся ближе к синему - похолоднее, к желтому - потеплее.
Ах да, упомянутые ранее два цвета находятся на 90 градусов от Y и синего. Равноудалены.
Теперь-то самое занятное. Действие падающего света на оттенки.
Простой зимний день. Ты едешь на работу. В окно автобуса ты видишь, как заснеженные поля отдают живописным голубоватым оттенком. Ты восхищен. Проходит рабочий день и ты идешь домой. Только включили фонари на улицах. Ты присматриваешься. Белый снег теперь покрылся розовыми оттенками... Ты удивлен.
Ты доходишь до дома, встречаешь там прелестную девушку. Волосы у нее каштановые. А вот она зашла в неосвещенный подъезд и они отдали красноватым медным оттенком... Ah! Ты находишь ее фотографии в инстаграме и обнаруживаешь, что при свете дня волосы имеют замечательный бордово-фиолетовый цвет.
И в этом красота нашего мира. Дело в том, что параметры HSV связаны между собой. Если при раскраске предмета ты будешь просто затемнять где-то предмет, изменяя Value, то ты не достигнешь настоящей органичности, твой предмет будет плоский, да-да.
Итак. Мы знаем, что локальный оттенок предмета может быть холодным или теплым.
Но более того: таковым может быть и падающий свет.
Холодным светом мы можем назвать дневной и лунный свет, свет некоторых ламп.
Теплый же свет испускают горящие предметы, большинство ламп.
Как мы знаем, смешивание цветов подобно сложению.
Так, при смешивании оттенков "с одним знаком", он усиляется, а с различным - гасится.
Падение света и есть смешение оттенков.
Так, холодный свет, падающий на твой красный (теплый) велосипед, снизит насыщенность цвета велосипеда.
Упади же этот свет на голубой (холодный) велосипед - цвет станет поярче! Именно это дало игру света на снегу.
Есть так же закономерность, что на свету предмет имеет один оттенок, а в темноте - совершенно другой. В темноте Hue оттенка стремится к комплиментарному локальному значению, а насыщенность растет. Поэтому мы увидели отлив меди в волосах девушки.
Таким образом, выведу два полезных правила, применимых в пиксельарте. Благо, традиция уменьшения количества цветов позволяет нам больше времени палитре уделить.
1) Различие в теплоте вызывает пропорциональное его силе снижение насыщенности
2) При снижении Value насыщенность растет, а Hue стремится к комплиментарному через холодный полюс.
При повышении Value насыщенность падает, а Hue стремится к комплиментарному через теплый полюс.
Неплохая шпаргалочка, иллюстрирующая последний пункт тут.